Среда, 24.04.2024, 21:23Приветствую Вас Гость

Непознанное

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Записная книжка
  • Категории раздела
    Загадки забытых цивилизаций [11]
    Антология таинственных случаев [18]
    Поиск
    Форма входа
     
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов
     

    Тайны веков

    Главная » Тайны веков » Загадки забытых цивилизаций

    ПОСЛЕДНЯЯ ЗАГАДКА СФИНКСА
     Большой Сфинкс в Гизе и схема его расположения относительно пирамид Хуфу и Хефрена.
    АЛЕКСАНДР СНИСАРЕНКО

    На рисунке: Большой Сфинкс в Гизе и схема его расположения относительно пирамид Хуфу и Хефрена.

       Тот, кто знаком с древнегреческим мифом об Эдипе, помнит, конечно, встречу Эдипа со Сфинксом. Чудище поселилось неподалеку от Фив и развлекалось тем, что задавало загадки прохожим. Того, кто не мог дать на них вразумительный ответ, чудище проглатывало.
       В конце концов Сфинкс нарвался на Эдипа, ответившего на все вопросы, и вынужден был покончить самоубийством, бросившись в море со скалы: таково было условие игры, установленное богами.
       Но есть еще один Сфинкс; загадка, заданная им много веков назад, по сей день не разгадана. Речь идет о так называемом Большом Сфинксе фараона III династии Хафра (греки назвали его Хефреном), правившего, по очень приблизительным подсчетам, в 2700-х годах до н. э.
       Собственно, на первый взгляд никакой загадки нет. В статье «Сфинкс», помещенной в Большой Советской Энциклопедии (3-е издание), читаем: «Крупнейший из сохранившихся С. — т. н. Большой С. в Гизе, близ пирамиды Хефрена (XXVIII в. до н. э.). Специальные статьи и монографии, посвященные этому вопросу, незначительно дополняют энциклопедическую фразу.
    На левом берегу Нила расположена пирамида. В километре к юго-востоку от нее покоится Сфинкс, вырубленный из цельной скалы. Его высота — 20 м, длина — 57. Весь этот комплекс принадлежал одному и тому же фараону, сыну великого Хуфу (Хеопса).
       Но если вдуматься в это описание и сопоставить его с известными нам бесспорными фактами из жизни Древнего Египта, возникает ряд вопросов. Действительно ли Сфинкс был создан при Хефрене? И ему ли он «посвящен»?
       1. Достоверно известно, что древние египтяне, как и многие современные им народы, фиксировали вначале на глиняных табличках, а позднее на папирусе события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью. В Египте существовало довольно многочисленное сословие писцов, пользовавшееся большим почетом и уважением. Храмовые писцы вели специальные «книги», где дотошно регистрировали доходы и убыль, расходы на строительство культовых и ирригационных сооружений, на празднества и прокорм рабов. О значении, которое придавалось таким записям, говорит хотя бы то, что египетская библиотека Аменхотепа III, ассирийская Ашшурбанипала, критская, финикийская и многие другие хранились в царских сокровищницах. Наиболее же выдающиеся деяния увековечивались на скалах и памятниках. Геродот, например, сообщает, что на пирамиде Хуфу «египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие» (строители пирамиды). На пирамиде! На царской гробнице, равной которой не видел мир!
       В свете этого по меньшей мере странно, что ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, сооружения, несомненно, незаурядного, до нас не дошел.
       2. Египтяне, как правило, украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Текст мог быть подробным, а мог — кратким. Таковой обнаружен в гробнице зодчего Инени, строителя усыпальницы Тутмоса I и карнакско-луксорского храмового комплекса: «Я один управлял всеми работами, когда в скале высекали гробницу для Его Величества, так что никто ничего не видел и никто ничего не слышал».
       Любопытно здесь следующее. Тутмос I правил много веков спустя после Хафра, когда технические возможности строительства далеко опередили примитивные приемы создателей первых пирамид. Инени же, на счету которого было немало грандиозных сооружений, пишет о возведении гробницы как о чем-то сверхвыдающемся. Так вот, мог ли Хафра проигнорировать такое событие, как превращение скалы в уникальную скульптуру?
       Но ни на самом Сфинксе, ни в пирамиде Хафры о строительстве нет ни малейшего упоминания.
       3. В Египте в разное время побывало немало греческих и римских историков и географов. Вот имена лишь некоторых из них.
       Гекатей Милетский (546—480 гг. до н. э.). В его «Землеописании», вторая часть которого посвящена Египту и Ливии, Сфинксу не уделено ни слова. Геродот, путешествующий по Египту примерно в 445 году до н. э. и скрупулезно записавший во второй книге своей «Истории» все, что он видел и слышал, даже не обмолвился о Сфинксе. Гекатей Абдерский, автор «Истории Египта», живший на рубеже IV и III веков до н. э., ничего не говорит q6 этой скульптуре. Географ Страбон также бывал в Гизе, но и он не «заметил» Сфинкса. Единственный раз упоминает о скульптуре Плиний Старший в своей «Естественной истории».
    Что за странный многовековой заговор молчания?
       Тот, кто читал сочинения упомянутых историков, знает, как подробны и обстоятельны их записи. Не заметить Сфинкса они как будто бы не могли. Сфинкса, которого даже местные жители, привыкшие к его виду, именовали Отцом Ужаса. Сфинкса, с именем которого связаны трагичнейшие страницы греческой мифологии и который уже в силу этого не мог не вызвать естественного любопытства греков. Вывод может быть только один: они его не видели.
       4. В III веке до н. э., при жизни Гекатея Абдерского, греки составили список семи «чудес света». Он широко варьировался, но неизменно открывался хорошо известными пирамидами. В список включались иногда и другие египетские «чудеса»: водяные часы клепсидра, колоссы (в том числе широко известные Колоссы Мемкона), Меридово озеро, Лабиринт и другие. Сфинкс — никогда.
    Вывод тот же.
       5. Известно, что со времени правления Хуфу и до смерти Хафра жрецам были запрещены богослужения. Роль верховных жрецов исполняли сами фараоны, и они предпочитали наполнять не храмовую казну, а собственный карман. Отправление культа восстановилось только при преемнике Хафры Менкауре (Микерине), имена же его безбожных предшественников были преданы проклятию. «Египтяне так ненавидят этих царей, что только с неохотой называют их имена. Даже и пирамиды эти называют пирамидами пастуха Филитиса, который в те времена пас свои стада в этих местах», — писал Геродот.
    Может быть, жрецы по этой причине скрывали Сфинкса от чужеземцев? Вряд ли. Служители культа и местные жители, с которыми Геродот беседовал, даже не сделали попытки что-либо от него скрыть, рассказали ему о весьма незначительных храмах, статуях и фараонах. Ему любезно показали чуть ли не все пирамиды, поведали историю их создания и историю царствования фараонов-еретиков. Объяснили методы строительства, назвали количество камней, даже количество съеденных рабами овощей. И ни слова об уникальном, единственном в мире сооружении?
       6. Все эти «чудеса египетские» заставляют задуматься над главным. Почему, собственно, египтологи считают Сфинкса портретным изображением Хафра? И почему его строительство относят ко времени правления этого фараона, то есть к XXVIII веку до н. э.?
       Достаточных оснований для такой атрибуции нет. В свое время в Египте был найден обломок каменной стелы (ее называют стелой Сфинкса), воздвигнутой, как полагают, в XV веке до н. э., при правлении фараона XVIII династии Тутмоса IV.
       В сохранившейся части текста говорится о том, что молодой царевич Тутмос, охотясь в Гизе, сильно устал, уснул в тени, отбрасываемой Сфинксом, и получил во сне откровение, что станет фараоном только в том случае, если очистит чудище от песка. На стеле удалось разобрать имя Хафра, но контекст неясен. На этом основании Сфинкса и стали считать изображением этого фараона, тем более что расположен он в непосредственной близости от его гробницы. Сработала инерция мышления: пирамиды древние, это бесспорно; следовательно, все, что расположено рядом, относится к тому же времени.
       Отсюда и мнение о портретном сходстве Сфинкса с Хафрой. Сходство нетрудно отыскать там, где есть на то желание. В начале века, между прочим, Сфинкса считали портретным изображением Аменемхета III, твердо относили к XII династии и неплохо все это аргументировали.
    Таковы шесть вопросов, содержащихся в последней загадке, предложенной Сфинксом. Можно ли на них ответить? Думается, да.
       Фараон, как известно, считался живым богом. Поэтому после смерти его тело помещали в пирамиду — грандиозную усыпальницу, свидетельствующую о мощи и величии покойного. Пирамиды можно было видеть на много километров кругом. Их складывали из известняка, а позднее из кирпича. Однажды освоенная техника строительства совершенствовалась и оттачивалась веками, но в основе своей оставалась неизменной— такой, какой ее узаконили жрецы.
       Так продолжалось до XII династии, когда в Египте произошла какая-то крупная катастрофа. Вот как описал ее жрец Ипувер: «Вся страна бедствует... Все залито кровью... Почва вращается подобно гончарному кругу... Кажется, что Земля хочет окончить свое существование в буре и пламени, чтобы прекратилось это бедствие». Восстание стихий дополнилось восстанием людей. В Египте «свершилось невозможное» — народ сверг фараона.
       В обессиленную страну ворвались гиксосы. После их 200-летнего господства пирамиды строить перестали. Теперь фараоны высекали свои усыпальницы в скалах, облюбовав для этой цели местность на левом берегу Нила, названную позднее Долиной царей. Для таких работ была нужна уже иная техника строительства.
       Итак, во времена III династии и позднее возводили пирамиды, с XVIII династии — скальные гробницы, требующие совершенно иной техники обработки материала. Но при чем здесь Сфинкс?
       А вот при чем.
       Во времена Хафры обработка скал была неизвестна: в ней не было необходимости. Редки даже скальные рельефы. Вряд ли египтяне могли осилить постройку гигантской скульптуры.
       В период же правления XVIII династии техника скального строительства становится обыденной. Далее, при IV династии невозможно было создать что-либо, противоречащее строго определенным правилам, увековеченным позднее в «Предписаниях для стенной живописи и канона пропорций».   Регламентировались позы, одежды, атрибуты, раскраска — буквально все.
       Во времена же XVIII династии в египетском искусстве происходят коренные изменения. Именно в этот период в архитектуре начинаются поиски необычного, нового, получившего наивысшее воплощение в храмах Карнака и Луксора. Большой же Сфинкс уникален.
       Достоверно известно, что сфинксы изготовлялись при XII и XVIII династиях. Аллея сфинксов устанавливается у храма Хетшепсут. Аллея сфинксов с бараньими головами (символ бога Амона) соединяет Карнакский храм с берегом Нила. И наконец, как объяснить гигантский разрыв во времени между постройкой Большого Сфинкса (2700-е годы до н. э.) и первыми сфинксами XII династии (конец 1900-х годов до н. э.) ? Именно с этого времени «сфинксостроение» становится вполне привычным явлением. Ответ может быть только одним: Большой Сфинкс был создан не в XXVII, а в XV веке до н. э.
    Однако остаются вопросы. Зачем был создан Сфинкс? Почему его не видели путешествующие историки?
    По поводу первого можно высказать следующие предположения. Сфинкс — своеобразная «проба пера» зодчих и скульпторов периода XVIII династии, поиск возможности обработки огромных скальных массивов, памятник их мастерству. Иными словами, он был сделан «между делом», и если это так, то становится понятным отсутствие хозяйственных документов — ведь фиксировалось только официальное строительство. Сфинкса же, видимо, отнесли в разряд обычной портретной скульптуры, учет которой не велся.
       Второй вопрос значительно проще. Обратимся вновь к надписи на стеле. Тутмос VI уснул в тени, отбрасываемой Сфинксом. Во сне ему было сказано, что он должен очистить Сфинкса от песка. Следовательно, «монумент» был полузанесен или почти занесен. Иначе с какой стати такое торжественное пророчество?
       Памятник заносило песком постоянно! Его раскапывали при Птолемеях, при римских императорах, расчищают и сейчас. Не потому ли его не заметил ни один путешественник вплоть до Плиния? В самом деле, зачем Геродоту или Страбону упоминать бесформенный песчаный холм? Их много в пустыне. Да и жрецы, множество поколений которых сменилось со времени сооружения Сфинкса, могли забыть о нем. Вполне вероятно, что изваяние обнаружили случайно, после прочтения какого-нибудь забытого папируса, который потом погиб при пожаре Александрийской или храмовой библиотеки?

    ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
    ДМИТРИИ РЕДЕР, кандидат исторических наук


    Пример причудливой работы ветра: эта выветренная скала в Аризоне удивительно похожа на верблюда.


       В своей очень интересной статье А. Снисаренко делает попытку дать посильный ответ на наиболее трудные вопросы, связанные со Сфинксом.
       Прежде всего — время создания этой статуи. По приказу какого фараона ее изваяли?
       Автор решительно выступает против широко распространенного взгляда, согласно которому колосс был создан по велению фараона Древнего царства Хафры (Хефрена), правившего в XXVIII веке до н. э. Автору потребовалась большая смелость, чтобы аргументировать свое утверждение. Слишком много видных ученых связывают Большого Сфинкса с Хефреном. Можно назвать выдающегося немецкого египтолога А. Эрмана, французов Э. Дриотона и Ж. Вандье, а из советских египтологов—известную исследовательницу М. Матье, специально занимавшуюся проблемами египетского искусства, а также Н. Петровского. Между тем, несмотря на то, что господствующая точка зрения принимается без всяких оговорок, как в общих трудах, так и в справочных пособиях никаких прямых аргументов в пользу общепринятой (за редкими исключениями) датировки не имеется.







     

    Еще одна гипотеза создания Сфинкса. По мнению некоторых американских историков, основу скульптуры подготовила сама природа многовековым выветриванием (рис. А, В, С). Человеку оставалось только «довести» основу до завершения (рис. D). Однако это не так. Сфинкс вырублен внутри обширной монолитной известняковой плиты толщиной 15 м, служащей фундаментом всего комплекса пирамид. Тело его заглублено так, что над верхней плоскостью плиты вы- ступает только его голова.


       Корифей французской египтологии Г. Масперо, который провел много лет в Египте и изучал Большого Сфинкса «в подлиннике», не усмотрел никакого сходства с лицом Хефрена. Правда, он отрицает и датировку Большого Сфинкса более поздним временем и с возмущением говорит о тенденции «омолаживать» памятники, лишая их ореола глубокой древности. Французский египтолог впадает в другую крайность: он датирует памятник временем, предшествующим IV династии, а именно тинитским периодом, который советские египтологи (вслед за Ю. Я. Перепелкиным) называют Ранним царством (XXX—XXVIII вв. до н. э.).
       В другой своей книге, «Древняя история народов Востока», появившейся в русском переводе в 1912 году, Г. Масперо идет еще дальше и заявляет: «На северном краю этого плоскогорья неизвестный царь, живший, пожалуй, еще до времени Мена, велел выбить в скале огромного Сфинкса, символ Гармахиса (восходящего солнца)».
       При всем огромном и заслуженном авторитете, которым пользуется Г. Масперо, его парадоксальная датировка не встретила поддержки и упорно замалчивается египтологами.
       А. Снисаренко подошел к проблеме с совершенно новой стороны. Он перенес центр тяжести на исследование техники обработки камня в Древнем Египте и справедливо указал, что при Хефрене обработка скал еще была неизвестна. Своего расцвета она достигла во времена XVIII династии, когда прежние пирамиды сменились подземными гробницами, высеченными в скалах. Для создания их требовалось освоить новую технику обработки мощных каменных массивов, по сравнению с которой технические приемы строителей первых пирамид следует считать примитивными. Именно в этих условиях превращение громадной глыбы известняка в замечательную статую было вполне закономерным.
    Учитывая это обстоятельство, автор уверенно относит создание Большого Сфинкса ко времени XVIII династии. Какому именно фараону посвящен памятник — сказать трудно. Почти полное отсутствие письменных источников заставляет нас отложить на будущее решение загадки.
       Концепция, предлагаемая А. Снисаренко, устраняет целый ряд трудностей, вызываемых традиционной датировкой. Если такое своеобразное в художественном и техническом отношении произведение, как Большой Сфинкс, относить к XXVIII веку до н. э., то становится совершенно непонятным, почему не делалось в дальнейшем никаких попыток его повторить. Лишь семь веков спустя после предполагаемой даты начинается массовое производство статуй этого типа («сфинксостроение», как называет его А. Снисаренко) и достигает своего апогея при XVIII и XIX династиях.
       Что касается технической проблемы, то также непонятно, почему, добившись неожиданного успеха в обработке скал, египетские мастера утратили этот секрет на долгие века.
       Далее, если относить создание Большого Сфинкса к XXVIII веку до н. э., остается неясным, почему только в Новом царстве, более чем 1000 лет спустя, скульпторы Древнего Египта начинают создавать статуи, равные или почти равные по величине Большому Сфинксу, например, Колоссы Мемнона (Аменхотепа III) или Рамсеса II. Для Древнего и даже Среднего царства такие размеры были недостижимы.
       Заслугой А. Снисаренко является стремление четко соблюдать историческую перспективу, учитывая, в частности, уровень развития техники.
       Если относить Большого Сфинкса ко времени Раннего, Древнего и даже Среднего царства, то придется признать этот памятник уникальным и совершенно изолированным, не находящим себе долгое время аналогий. Напротив, принимая датировку А. Снисаренко, мы вдвигаем памятник в один ряд с другими колоссами, характерными для времени XVIII и XIX династий, когда стремление к созданию грандиозных творений, прославивших египетских каменотесов и художников, не ограничивается сферой архитектуры, но распространяется и на скульптуру. Усиление египетской рабовладельческой державы, ограбление завоеванных стран, укрепление власти фараонов создавало для этого экономические возможности, а усовершенствование орудий (бронзовых, затем железных) облегчало техническую задачу.
       С другой стороны, при отнесении Большого Сфинкса ко времени Нового царства, становится вполне понятным, почему до XV века до н. э. о нем нет никаких упоминаний. Прежние письменные источники не могли о нем говорить, ибо его не было.
       Остается еще выяснить вопрос о том, при каких обстоятельствах образ Сфинкса перешел к грекам и стал символом загадочного существа. А. Снисаренко лишь мимоходом упоминает, что «греческий Сфинкс изображался совершенно иначе». Поясним: греки добавили Сфинксу крылья и превратили его в женское существо, тогда как в Египте он считался божеством мужского пола.
       Вероятно, греки не сами замыслили подобную пертурбацию, а сделали это под влиянием хеттов, от которых до нас дошли скульптурные изображения сфинксов с женскими лицами и грудью. В отличие от египтян, которые всегда считали солнце мужским божеством, хетты почитали богиню солнца.
       В заключение хочется напомнить, что на берегу Невы хранятся два подлинных сфинкса, не уступающих колоссу из Гизе по художественным достоинствам. Высечены они из розового гранита, обработка которого требует особого совершенства приемов. Сфинксы надежно датированы благодаря сохранившимся на их постаментах иероглифическим надписям. Они были созданы по приказу фараона Аменхотепа II, правившего в 1408—1372 годах до н. э., а доставлены в «град Петра» в 1832 году.


    Журнал «Техника молодёжи» 1983 год №2

    Категория: Загадки забытых цивилизаций | Добавил: admin (06.09.2012)
    Просмотров: 6049 | Теги: Загадки забытых цивилизаций, Тайны веков, Антология таинственных случаев | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]