Пятница, 21.07.2017, 09:57Приветствую Вас Гость

Непознанное

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Записная книжка
  • Категории раздела
    Загадки забытых цивилизаций [11]
    Антология таинственных случаев [18]
    Поиск
    Форма входа
     
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов
     

    Тайны веков

    Главная » Тайны веков » Загадки забытых цивилизаций

    СЛЕДЫ НА НЕБЕСНОЙ КАРТЕ

    АЛЕКСАНДР ЗНОЙКО



    Карта звездного неба с названиями созвездий,
    известными на Днепре с V—III тысячелетий до нашей эры.


    Откуда пришли этруски?

    Многие археологи и историки признают, что некоторыми культурными и государственными успехами римляне были обязаны своим предшественникам — этрускам, выдающемуся народу древности, пришедшему на Апеннинский полуостров не ранее VII—VIII века до нашей эры. Первыми императорами Рима были этруски. Римляне заимствовали у этрусков многие верования и традиции, а также достижения в области астрономии, архитектуры, сельского хозяйства, металлургии, мореплавания...
    Этрусский народ сложился из двух частей — западной и восточной, распространившейся из Восточного Средиземноморья через Северное Причерноморье на запад (так считали, в частности, Н. Марр и Н. Державин). Вопрос об их происхождении занимал еще античных ученых. Так, Геродот считал, что этруски пришли из Лидии (Малая Азия). Дионисий Галикарнасский, изучавший родословную этрусков пятью столетиями позже, не соглашался с этим воззрением... Если так, возражал он, то у этрусков и лидийцев должны быть общие боги, общие элементы языка, традиций и быта. Однако этого нет.
    Кто же прав: Геродот или Дионисий? Оказывается, правы оба великих ученых древности. Этруски пришли из Лидии, но в эпоху Дионисия Галикарнасакого (I в. до н. э.) ничего общего с лидийцами не имели.
    ...Было у лидийского царя два сына — Лид и Тиррен. Тиррен руководил племенами, которые во время голода покинули родные края и много столетий передвигались по суше через Подунавье, Поднепровье, Моравию, Австрию. И наконец, проникли в Италию с севера. А племена Лида остались в Лидии, которая пока еще так не называлась. Впрочем, перемена имени народов и стран — дело обычное.
    Добавим, что известный этрусколог Карл Паули, классик дешифровки этрусских надписей, показал, что троянцы) называли себя «troses», что тождественно имени «этруск». И это еще одно доказательство того, что этруски пришли из Малой Азии.

    Общие корни

    В 1944 году академик Н. Державин в книге «История русского народа» высказал уверенность, что слово «Русь» (Рос) связано с этнонимом «этруск». Напомним, что славянские народы у античных авторов (до VI в. н. э.) носили имя «венеды». (В частности, Карпаты назывались тогда Венедекими горами.): Но согласно всемирной истории Помпея Трога в Обработке Юстина «венеды были изгнаны Атенором из Трои», а Троя, как известно, располагалась в Малой Азии. И если придерживаться гипотезы о малоазиатском происхождении этрусков, можно проследить здесь генетическое родство славянских и этрусских племен
    Поразительно, что языческие праздники рождества, Нового года, Купала и другие, сохранившиеся на Днепре до наших дней, неизменно отмечались еще в Трое, Фригии, у этрусков Италии, а некоторые были унаследованы Римом. Так, наш Купала — это этрусская Церес, римская Церера, фригийская Кибела. Обряды праздника в Малой Азии и на Украине абсолютно тождественны.
    Шлиф бивня мамонта из села Гонцы Лубенского района на Полтавщине с записью наблюдений фаз Луны (XV—X тыс. до н. э.).
    Шлиф бивня мамонта из села Гонцы Лубенского района на Полтавщине с записью наблюдений фаз Луны (XV—X тыс. до н. э.).


    Очень (многие наши пословицы и приметы восходят к этрускам и еще далее в глубь времен — к пеласгам. Рассыпать соль — к ссоре; чихнул человек — скажи «Будь здоров»... А исконно, казалось бы, украинские борщ, колбаса, поджаренные бобы были и римскими национальными блюдами. Они заимствованы все из тех же общих первоисточников.
    Главные языческие боги Руси и славян: Сварог, Перун, Стрибог, Месяц, Лада, Купала, Прия были и у этрусков главными богами. Этрусский праздник бога лунного неба Януса (двуликий месяц) был тождествен празднику рождения Месяца на Днепре (украинский Щедрый вечер). Именно он побудил Юлия Цезаря в 46 году до нашей эры назначить начало года по новому календарю на 1 января. Люди Древнего Рима, как и многие наши современники, верили, что всякое дело, начатое в этот день, будет успешно завершено.
    Неудивительно, что еще в прошлом веке Ю. Венелин-Гуца разработал гипотезу о славянском компоненте в этносе этрусков. Он ссылался, в частности, на слова Тита Ливия: «Альпийские жители преимущественно словене (реты), одного с этрусками племени и происхождения». Античные источники свидетельствуют, что словене-реты жили в древности за рекой. По и известны были тогда под именем этрусков. Порабощенные римлянами, они ассимилировались. Совершенно безоговорочно этруски названы народом словенского племени в словаре Стефана Византийского.

    О чем говорят созвездия

    Раскрытые отечественной наукой достижения древней цивилизации в Причерноморье и на Днепре (протогорода, астрономические обсерватории, металлургия, письменность в III тысячелетии до нашей эры) позволили автору настоящей статьи сформулировать следующую концепцию:
    1. Язычество Руси было созданием великих древних цивилизаций.
    2. Предшественники Руси и Русь обладали всей совокупностью достижений Восточно-Средиземноморского 'культа Природы, когда небесные тела считались божествами.
    3. Если боги той эпохи были созвездиями, то названия созвездий были именами богов.

    Многолетнее исследование древних народных названий созвездий на Днепре показало астральную природу язычества Руси и одновременно осветило многие вопросы связей Руси с древнейшими цивилизациями. Собранные названия (астронимы, или космонимы) были исследованы, датированы и нанесены на звездную карту. Выяснилось, что они относятся к V—III тысячелетиям до нашей эры и эпохам более древним. Все боги киевского пантеона князя Владимира, летописей и фольклора оказались созвездиями или небесными телами (см. рис. в заставке).

    Монументальные скульптуры из пещеры Буши Винницкой области. Фигура жреца, а также символические изображения восточных этрусков — Олень и Петух.
    Монументальные скульптуры из пещеры Буши Винницкой области. Фигура жреца, а также символические изображения восточных этрусков — Олень и Петух.


    Интересно, что языческие обряды календарных праздников соответствуют движениям созвездий и небесных тел, а также данным летописей и фольклора. Есть смысл говорить о возникновении новых научных направлений — астроэтнографии, астрофольклористии, астроархеологии; они позволили вскрыть древнейшие культурные связи Киевской Руси. Из 15 главных астральных богов Руси (их разноэтнических названий еще больше — 25) рассмотрим подробнее трех: это Волос, Перун и Стрибог.
    Волосом (Велес и Тур «Слова о полку Игореве») на Украине называют зодиакальное созвездие Тельца, а Телец со скоплением Плеяды носит имя Волосожар, то есть Ясар (или Небо) Волоса. Слово «Волос», как и многие другие аналогичные названия, расчленяется, по-видимому, на собственно имя божества — Вол — и поясняющее окончание (в данном случае готского происхождения) «ас» (бог).
    Вол — это чисто славянское (даже протославянское) название созвездия Тельца, однако в Киеве употреблялось и другое его название — Тур. Исследования советского ученого академика Н. Марра показали, что Тур был божеством неба у причерноморских этрусков. Переместившись на запад, они впоследствии передали это древнее название римлянам, которые и сохранили его до наших дней (по-латыни созвездие Тельца называется Taurus).
    Вот откуда величальное «Яр Туре Всеволоде!» ив «Слова о полку Игореве». Вот откуда Турья божница в Киеве на Подоле. Оба слова — Тур и Вол — хронологически уходят в далекое прошлое и связаны общей космогонией, мифологией и предысторией двух родственных народов — славян и этрусков.
    Любопытно, что имя созвездия Тельца — Вол (Тур) — относится к эпохе, когда в этом созвездии наступало весеннее равноденствие и созвездие было главным божеством древних цивилизаций (IV—III тыс. до н. э.). Имя Вол отражено в сохраненных треками мифах о том, как титан Кронос (бык) низложил бога нёба Урана, а «затем был сам свергнут Зевсом и, оскопленный, бежал в Италию. Имя Волос (Вол- бог, то есть оскопленный Тур, Кронос) отражает эти древнейшие мифы.
    После падения Трои этруски долго передвигались на запад по суше, и пришли в Италию в VII веку до нашей эры. Но праздник рождения Месяца — Щедрый вечер на Руси и праздник Януса у этрусков — остался одним и тем же. Его обряды — жертвенные лепленые пироги и гадание по внутренностям животных — были распространены только в Киевской Руси и у этрусков. Характерны общие элементы быта, например, обязательные лежанки в домах и скрини — сундуки для хранения одежды.
    Этнокультурная близость Руси и этрусков особенно очевидна при рассмотрении их: главных богов — Перуна и Стрибога, воплощающих зодиакальное созвездие Стрельца.
    Исходя из астральной природы языческих богов Руси, следует считать, что Перун, или Стрибог (соответствующий созвездию Стрельца), стал божеством грома и молнии в эпоху, когда весеннее равноденствие приходилось на это созвездие, то есть в позднем палеолите, примерно в XX тысячелетии до нашей эры. Чрезвычайную древность Перуна подтверждает такой факт: это божество — под разными именами — известно многим народам. Иранский Пейрамун, древнегреческий Гиперион, индийский Парджанья и многие другие древние боги — все это, по-видимому, различные «воплощения» одного и того же Перуна, повелителя грома и молнии.
    Но в чем же заключается его астральное содержание? Из истории астрономии известно, что главным божеством древних народов Восточного Средиземноморья было, как правило, то или иное созвездие «зодиака. Раз в год, когда новолуние приходилось на это созвездие, устраивали празднество, характерной чертой которого был, например, обряд вождения символического животного, посвященного божеству. Так, фракийцы в Афинах и фракийским городе Мендессе во время торжеств водили козу — об этом пишут Платон и Тит Ливий. Коза символизировала Луну у одних племен, а у других — звезду Козу (современная Капелла, альфа Возничего). На Днепре с древнейших времен до наших дней водят Козу в новолуние, которое приходится на зимнее солнцестояние в созвездии Стрельца.

    Чаша катакомбной археологической культуры из района Макеевни с символическим изображением зодиака (2-е тыс. до н. э.).
    Чаша катакомбной археологической культуры из района Макеевни с символическим изображением зодиака (2-е тыс. до н. э.).


    Да, зодиакальное божество наших предков — созвездие Стрельца. Это и есть главный бог Руси — Перун. Согласно языческой мифологии Руси Солнце рождается именно в этом созвездии, в зимнее солнцестояние. Эллины сохранили мифы и обряды, по которым отец Солнца, Гиперион (один из 12 титанов, созвездий зодиака) — это титан зимнего солнцестояния, то есть Стрелец. О том, что Перун — отец Солнца, свидетельствует и принятый на Руси обряд (закалывать на праздник рождества кабана (вепря) — жертвенное животное, посвященное Солнцу... Совсем недавно на Руси, как и у этрусков, по внутренностям кабана гадали.
    Любопытен символический обряд Киевской Руси: в ствол священного дуба (а Перун еще и дубовый бог) заделывались челюсти молодого вепря — символ новорожденного Солнца. Такие священнее дубы найдены археологами в Днепре.
    Что означают имена Перун и Стрибог? Почти на всех славянских языках «перун» — это молния. Но анализ имени Стриборг показывает, что это все тот же многоликий Перун. Название восходит к главному этрусскому божеству, богу грома и молнии Satres, имя которого снабжено понятным пояснением. Не углубляясь в этимологические тонкости, укажем, что слово «стрела» по-чешски и по-словацки означает опять-таки молнию, И мы вновь возвращаемся к Стрельца...
    Каким же образом попало на Русь имя Стрибога? В далеком прошлом, которое мы здесь рассматриваем, многие племена носили имена богов, а реки и местности назывались по племенам. Иные из них на территориях равных племен назывались по разному. Во многих случаях названия эти (этнонимы, гидронимы, топонимы) сохранились до наших дней.
    Очень многие из них имеют в Юго-восточной Европе корень «стри». Мы внаем племя Истры, давшее имя Истру (Дунаю), племена Сатры и Стримоны. То же сочетание звуков входит в очень многие названия рек и населенных пунктов: Днестр, Стривигор, Струга, Стронавка, Быстрица, Стропа, Стрыя, Стрый, Стрыла, Стронние, Стришавка, Острава, Стрышибро... Следы ведут через Украину, Моравию, Чехословакию, Австрию в Италию. Несомненно, это тот этнический район, где некогда обитали племена, поклонявшиеся богу Стри. Главному божеству этрусков.
    Археологи нашли в Пьяченце сделанную из бронзы печень, служившую для гаданий по внутренностям. На ней выбито имя главного бога этрусков Satres. К нему этимологически и семантически восходит латинское название созвездия Стрельца — Sagittarius: оно означает буквально «Кующий (посылающий) стрелы-молнии». Видимо, римляне сохранили для названия созвездия имя бога этрусков, как и в случае созвездия Тельца. Вспомним строки «Слова о полку Игореве» о ветрах — «срибожьих внуках», веющих с моря стрелами молниями.
    Круг замыкается, и древняя история, которая может показаться на первый взгляд хаотичной и разобщенной, оказывается в действительности цельной и органичной.

    ГОВОРЯТ СПЕЦИАЛИСТЫ
    Работы А. П. Знойко — результат многолетних трудов. Они интересны тем, что, исследуя язычество Древней Руси, А. П. Знойко рассматривает его на широком историческом фоне, охватывая период жизни индоевропейских народов с эпохи Триполья до наших дней. Автором используется комплексный метод исследования: привлекаются, кроме истории, археология, этнография, этимология, лингвистика, астрономия. Язычество Древней Руси А. П. Знойко сопоставляет с верованиями предков древних славян, древних греков и других народов, живших на берегах Средиземного моря.
    Такой подход дает автору возможность доказать, что языческие боги Древней Руси являлись созвездиями или небесными телами, и их названия были известны народам Присредиземноморья и Причероморья задолго до нашей эры. В результате исследования, проведенного А. П. Знойко, вырисовывается совершенно новое представление как о язычестве Древней Руси и ее культуре, так и о культуре Средиземноморья.
    О. ДЕРЖАВИНА, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР, доктор филологических наук

    Большой заслугой А. П. Знойко является то, что он в результате многолетнего труда широко используя научную литературу и восточнославянское устное народное творчество (к сожалению, почти отсутствуют ссылки на белорусский фольклор), показал тесную связь дохристианской (языческой) религии с астрономией, космогоническими представлениями о вселенной.
    Широкое использование фольклорных, лингвистических, этнографических и астрономических данных дало возможность автору выдвинуть целый ряд гипотез, предположений, интересных догадок о связи дохристианской религии древних славян с астрономическими явлениями. Именно в этом состоит основная ценность исследования А. П. Знойко.
    Г. СЕРГИЕНКО, заведующий отделом истории феодализма Института истории АН УССР, доктор исторических наук;
    И. ШЕКЕРА, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук

    А. П. Знойко очень убедительно и обстоятельно изучает пантеон древнерусских богов и устанавливает: то, что мы называем древнерусской цивилизацией, может быть отодвинуто в глубь времен. Поэтому, считает А. П. Знойко, мы сможем по-новому посмотреть на предысторию Киевской Руси. Разумеется, для историка, который привык к уже сложившимся представлениям, подобные утверждения звучат парадоксально. Однако именно история дает нам массу примеров, как то, что казалось доказанным раз и навсегда, подвергалось потом пересмотрам и дополнениям.
    Одним из важнейших выводов А. П. Знойко является утверждение, что древнеславянский культ природы, отраженный в пантеоне богов, является достижением самих славянских народов. Особый интерес представляют доказательства того, что древнерусский Перун адекватен Стрибогу этрусков и созвездию Стрельца.
    В. КУЗАКОВ, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники АН СССР

    Достоинством работы А. П. Знойко следует считать то, что этногенез славян подается в связи с процессами, происходящими на территории Присредиземноморья и Причерноморья. И подтверждается это примерами из космогонии, мифологии и описанием обрядов астрального культа. Комплексно используются автором факты, почерпнутые из истории, археологии, этнографии, фольклора, ономастики, лингвистики, астрономии. Это дало возможность автору обосновать ряд впервые выдвинутых положений
    Работа А. П. Знойко представляет значительный научный интерес для специалистов различных отраслей знаний.
    Ф. ШЕВЧЕНКО, член-корреспондент АН УССР, доктор исторических наук, профессор

    Астрономические аспекты рассматриваемой проблемы привлечены автором обоснованно и раскрыты правильно. Некоторые упрощения, использованные автором, на суть рассматриваемой задачи не влияют. Они вполне допустимы и только облегчают общее понимание вопроса.
    Д. ПОНОМАРЕВ, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ГАИШ


    Журнал «Техника молодёжи» 1984 год №3

    Категория: Загадки забытых цивилизаций | Добавил: admin (19.08.2012)
    Просмотров: 852 | Теги: Загадки забытых цивилизаций, Тайны веков, Антология таинственных случаев | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]