Пятница, 19.04.2024, 11:45Приветствую Вас Гость

Непознанное

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Записная книжка
  • Категории раздела
    Техника - молодёжи [203]
    Юный техник [69]
    Поиск
    Форма входа
     
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов
     

    Фантастика

    Главная » Фантастика » Юный техник

    ВКЛЮЧИТЕ ВАШУ ПАМЯТЬ
    11.08.2012, 17:08

    Владимир РЫБИНФантастический рассказ

    В нашем классе появился вундеркинд. И надо же, им стал Петька Самойлов, для которого тройка всегда была единственным «средством передвижения» из четверти в четверть.
    Но вот однажды он пришел в класс, бросил портфель на парту и ни с того ни с сего стал декламировать наизусть строки из книги, которую мы по литературе еще не проходили.
    И тут как раз урок литературы. Татьяна Воробьева, отличница и всезнайка, ясно, не выдержала, пискнула из-за парты:
    — А Петя Гоголя наизусть выучил.
    Анна Петровна поглядела на нас, а потом в журнал. Видно, не поняла.
    — Что мы приготовили дома? Кто готов отвечать?
    Каждый раз она так спрашивает, и каждый раз после этого ее вопроса парты скрипеть начинают. Это мы сползаем пониже. А тут все повернулись к Петьке. И Анна Петровна тоже на него поглядела, как всегда смотрит, когда хочет вызвать.
    И Петька не стал ломаться, вылез из-за парты, рот открыл, и... ни слова. Молчит. Мы уж подсказывать начали. Но тут Петька словно проснулся. Всхлипнул как- то странно и сказал:
    — Я лучше «Евгения Онегина» прочитаю.
    И, не дожидаясь разрешения, пошел скороговоркой про дядю, который не в шутку занемог и уважать себя заставил.
    Анна Петровна не поверила даже, подошла, посмотрела: не по книжке ли он читает. Да так и простояла рядом чуть ли не весь урок. А когда звонок прозвенел, взяла Петьку за руку и увела в учительскую.
    Вышел он оттуда красный, улыбающийся.
    — Пятерку получил?
    — Что пятерка! — сказал Петька таким тоном, будто никогда ничего другого не получал. — Она меня представлять будет.
    — Как это «представлять»?
    — Обыкновенно. Перед всеми учителями буду декламировать.
    И он важно пошел по коридору, а мы все стояли на месте, удивленные, восхищенные, пораженные возможностями, которые отныне открывались перед Петькой. Мы-то знали: если уж кто попадает в вундеркинды, тому тройку не поставят. Лучше спросят еще раз.
    На другой день было Петькино «представление». В актовом зале. Впереди сидели учителя, потом мы всем классом (все- таки он наш вундеркинд), а на последних рядах — остальные. Представляла Анна Петровна. Она говорила недолго, но здорово.
    — Товарищи! — говорила она. — Ребята! Кое-кто из вас жалуется на плохую память. А ведь память наша имеет фантастические возможности. История знает немало примеров, когда простой человек выучивал невероятно много. Приведу только один пример — Маццофанти. Итальянец Джузеппе Маццофанти выучил пятьдесят шесть языков. Конечно, не у всех такие способности. Но все могут развить свою память настолько, чтобы хорошо помнить не только уроки, но и многое другое. Живой пример этому...
    Тут Анна Петровна убежала за кулисы и вывела на сцену нашего Петьку.
    — Это Петя Самойлов. Вы все его хорошо знаете. Он сумел развить свою память. Сейчас Петя прочтет по памяти отрывки из романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
    И первая стала аплодировать.
    А потом наступила тишина. Слышно было, как воробьи за окном чирикали на весеннем солнце да половицы под вундеркиндом скрипели. Он все переминался с ноги на ногу, уже не красный, а бледный. И молчал.
    — У лукоморья дуб зеленый,— подсказал кто-то, и все засмеялись.
    Вдруг Петька словно проснулся:
    — Богат и славен Кочубей, — сказал. — Его поля необозримы. Там табуны его коней пасутся...
    Анна Петровна пыталась возразить, что это, мол, не «Евгений Онегин», а «Полтава», но на нее замахали руками. И Петька продолжал без запинки говорить. С выражением говорил, какого
    мы от него никогда и не слышали. Особенно это: «...И грянул бой. Полтавский бой!..»
    Его долго не отпускали со сцены. А после мы за него взялись. Мы — это Коля Еремеев, Ваня Колосов и я. Еще с утра мы договорились взять вундеркинда под свою опеку. Приближался конец года, и нам тоже не помешало бы вызубрить по эмке, чтобы всех удивить. На улице мы подошли к нему.
    — Мы хотим узнать, как тебе удалось столько вызубрить.
    — Я и не зубрил вовсе, — честно сказал Петька. — Я этих стихов и в глаза никогда не видел.
    — Наверное, ты их сам сочинил, — съязвил Коля Еремеев.
    — Да они мне приснились, честное слово. Пусть меня на второй год оставят, если вру.
    Это была всем клятвам клятва. В такую поневоле поверишь.
    — Вот оно что: обучение во сне, — сказал Ваня. — Известное дело. Я читал: включаешь магнитофон и спишь себе. А во сне все само выучивается.
    — Да нет у меня никакого магнитофона! — сказал Петька. — Приснилось — и все.
    — Может, у тебя кровать такая волшебная?
    — Ничего не волшебная.
    — А ну покажи кровать...
    Мы пошли к Петьке домой. Оглядели кровать, ничего интересного не нашли. Кроме царапины на деревянной спинке да еще гвоздя, вбитого зачем-то снизу.
    — А может, ты все это выдумываешь? — растерянно спросил Коля. Хотя по Петькиной физиономии было видно, что ему самому все это до смерти интересно.
    — А почему ты со сцены начал читать совсем не то, что на уроке?
    — Забыл, — шепотом сказал Петька. — На другую ночь мне «Полтава» приснилась.
    И мы зашептались, удивленные. Шепот ведь такая штука, только начни, потом слово вслух сказать страшно. Так мы стояли и шептались, пока не дошептались до одной идеи: кому-то остаться у Петьки ночевать. Кинули жребий — досталось мне.
    Родителей мы быстро уговорили. Сказали, что надо вместе уроки учить, чтобы получить пятерки по литературе.
    Мне постелили на полу. Лег я и стал глядеть в потолок. А по потолку тени ползали: должно быть, на улице гулял ветер, фонари качал. Петька уже спал давно, а я все лежал с открытыми глазами и завидовал ему, зубрящему во сне очередную поэму. Потом догадался, подтянул свой матрасик к самой его кровати и скоро уснул. Во сне я стоял у доски, рассказывал какую-то сложную теорему. А учитель по математике — наша самая страшная гроза — стоял и улыбался.
    Утром на уроке математики, выйдя к доске, я вдруг совершенно ясно вспомнил свой сон и начал исписывать доску тригонометрическими знаками,
    — Это же из программы девятого класса! — удивился учитель. Взял меня за руку и увел в учительскую.
    После моего триумфа вся школа потеряла покой. На переменках только и разговоров было, что о вундеркиндах из 5-го «В». С других этажей приходили смотреть на нас. Как на артистов.
    Потом к Петьке стал проситься Коля Еремеев. Но прежде чем удалось еще раз уговорить родителей, мы сделали открытие. Случайно узнали, что «волшебные сны» можно видеть не только в Петькиной комнате, но и по другую сторону стены, на улице, и не только ночью, но и вечером, если задремать.
    Мы вкопали в том месте скамеечку и допоздна стали просиживать на ней с закрытыми глазами.
    Сны наши были как кино. Даже интереснее. Они помнились довольно долго, а потом как-то сразу забывались, но потом, на смену, и тоже вдруг вспоминался другой сон. Но пятерок нам уже не ставили. Учителя, прежде говорившие — «интересно», стали говорить — «подозрительно». И требовали ответов на заданные уроки. А вот уроки нам почему- то не снились.
    Так продолжалось недели две. Однажды мы, как всегда, сидели на своей скамейке и спорили о причинах странных снов.
    — Дом у нас старый, — говорил Петька. — А в старых домах всегда что-нибудь водится. Когда я был маленький, мне бабушка такое рассказывала!
    — Заколдованный дом, — сказал Коля Еремеев.
    А Ваня, который ничего не представлял себе без космоса, стоял на своем:
    — Это космические лучи. Кто- то с другой звезды внушает нам свои мысли.
    — Откуда же они знают про нашу литературу?
    — А может, они тебе только помогли вспомнить?
    — Было бы чего вспоминать...
    — А может, отец любил стихи?
    Мы оглянулись. Рядом стоял
    высокий дядя в плаще.
    — При чем тут отец? — рассердился Петька.
    — Вот тебе раз! Ты же сын своего отца.
    — Дяденька, — удивленно сказал Ваня. — Вы ведь не знаете, о чем мы говорим.
    — Подумаешь, тайна. Вы разговариваете об обучении во сне.
    Мы рты поразевали от удивления.
    — А вы откуда? — спросил Ваня, опомнившись.
    — Во-он из того дома. Видите крышу? Могу утешить: мне тоже эти сны не дают покоя.
    — Какие сны! — чуть не хором воскликнули мы.
    — Эти самые. Вы только любуетесь ими, а мне еще приходится разбираться в их природе. Понимаете? Замечено, что под воздействием определенных электромагнитных излучений в человеческом мозгу просыпаются какие-то неведомые центры памяти. Происходит это во сне...
    — Во сне просыпаются? — спросил Колька Еремеев.
    Я дернул его за рукав, Петька наступил на ногу, а Ваня толкнул в бок. Чтоб не мешал.
    — Ну а что видите вы во сне?
    Тут уж таиться было ни к чему, и мы, перебивая друг друга, рассказали все.
    — Интересно, интересно, — говорил незнакомый дядя. — Вы хотите спросить, что это такое? Не знаю, ребятки. Да и никто, думаю, пока еще не знает. Ясно только, что это память.
    — При чем тут память? Как можно вспомнить то, что еще не читал или не проходил на уроке?
    — Говорят же — весь в отца... Если наследуется внешность, то почему не быть наследственной памяти? Почему бы детям не перенимать знания и опыт родителей? Такая память, возможно, существует в каждом из нас. Только не может вспомниться.
    — Во была бы жизнь! — заволновался Коля Еремеев. — Учиться не надо, ведь отец все уже проходил.
    Мы поглядели на Кольку с завистью: его отец был кандидатом наук.
    — Как же можно не учиться! Ведь знания не стоят на месте, их становится все больше!
    — Лет через сто какие же это головы у людей будут? — задумчиво сказал Коля Еремеев.
    — Вероятно, такие же. Речь идет не о том, чтобы все всегда помнить, а чтобы, когда понадобится, вызывать в памяти нужные знания. Будут люди ходить с такими аппаратами. Нажал нужную кнопку — и все вспомнил.
    — Как электронная машина?
    — Вот, вот. Только машина большая. А тут запоминающее устройство — это твоя голова. В руках же только пульт управления. Улавливаете идею? Ведь что такое мозг? 14 миллиардов нервных клеток. Миллионы и миллионы связей между ними. Представляете, какая была бы машина из 14 миллиардов транзисторов и многих километров между ними? С большой дом, пожалуй. Вероятно, никогда не удастся создать машину, подобную мозгу. Вот мы и подумали: а зачем ее создавать, когда она уже создана? У каждого своя.
    Надо только научиться управлять ею. С помощью, скажем, Х-лучей. Ввел задачку — и готово решение...
    Он легонько щелкнул Ваню по лбу. А Ваня даже не отодвинулся, смотрел на незнакомца круглыми глазами и, похоже, ничего не понимал.
    — А чего же память?
    — Скажи-ка, что ты проходил, ну, например, по географии в этот день прошлого года?
    — Разве помню?
    — Помнишь. Все, что читал или видел когда-либо, навсегда остается в голове.
    Мы засмеялись. Даже учительница говорит, что у нас в одно ухо влетает, а из другого вылетает.
    — Но вы сами в этом убедились. Мы испытывали наши лучи во-он там. Один лучик, значит, случайно пробился, дошел до вашего дома и напомнил вам даже то, что когда-то проходили ваши отцы...
    Он начал говорить о каких-то сложностях, которые при этом возникают, о переизбытке информации, о самозащите мыслящих систем от информационного взрыва, о том, что, вероятно, невозможность в обычных условиях вспомнить, что знали предки, и есть результат такой самозащиты...
    Но эти рассуждения мы плохо поняли. Мы мечтали о возможностях, которые открылись бы перед нами, будь у нас такой аппаратик.
    А на другой день мы снова ждали этого человека возле дома. Но он не пришел. И волшебные сны пропали. И на скамейке, и в Петькиной комнате снилась теперь всякая чепуха, которую ни запомнить, ни понять.
    Но мы все же ходим на свою скамейку. Сидим, спорим. Мечтаем о том времени, когда станем изобретателями и сами сделаем такую «машину памяти».


    Журнал «Юный техник» 1980 год №10

    Категория: Юный техник | Добавил: admin | Теги: Научно-фантастические рассказы
    Просмотров: 675 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]